Какой бизнес может рассчитывать на кредитные каникулы с 1 марта 2022 года?

Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены меры по защите граждан Российской Федерации и экономического сектора в условиях недружественных действий иностранных государств.

Указанный закон внес изменения в действующий порядок предоставления кредитных каникул, которые представляют собой отсрочку по платежам, то есть кредитные организации не списывают в этот период долги или его части. Предприниматель (заемщик) самостоятельно определяет период и даты предоставления кредитных каникул, но не более шести месяцев.

Так, например, установлена возможность субъектов МСП в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года обратиться к кредитору с требованием о предоставлении «кредитных каникул» при условии, что кредитный договор был заключен в период до 1 марта 2022 года, и произошло снижения доходов предпринимателя на 30%.

В период кредитных каникул начисляются проценты по займу, штрафы и пени не начисляются. После окончания отсрочки платежей заемщик должен продолжать выплачивать кредит по графику платежей, который установили ранее. При этом срок кредита увеличивается на срок кредитных каникул с погашением процентов, начисленных за период отсрочки платежей.

Помощник прокурора Махачев У.Г.

Последствия признания гражданина банкротом

В соответствии со статьей 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

В течение десяти лет с вышеуказанной даты он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

Также, в течение пяти лет он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.

Помощник прокурора Багандалиев Г.Б.

Порядок удержаний из заработной платы и иных периодических платежей

При поступлении исполнительного документа в бухгалтерию работодателя не от взыскателя, а через службу судебных приставов (ФССП), удержания из зарплаты и иных периодических платежей организация обязана зачислить на депозитный счёт службы судебных приставов в трехдневный срок со дня выплаты. При этом перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Данные изменения действуют с сентября 2021 года (ст. 3 Федерального закона от 30.12.2020 № 495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации»).

Если исполнительный лист пришёл от самого взыскателя – удержанные из заработной платы и иных доходов суммы перечисляют напрямую ему.

Также в соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей и о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 100 тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Старший помощник прокурора Кадыров Н.С.

Граждане, в отношении которых имеется риск увольнения, смогут обращаться в центры занятости наряду с безработными

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 N376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 г.» предусмотрено, что воспользоваться услугами центров занятости в 2022 г. смогут:

- граждане, находящиеся под риском увольнения (планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата);

- граждане, переведенные работодателем на работу в режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели;

- работники организаций, в которых принято решение о простое;

- граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;

- работники организаций, находящихся в процедурах о несостоятельности (банкротстве);

- граждане, испытывающие трудности в поиске работы.

Для получения помощи указанные лица вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения независимо от места жительства в пределах субъекта Российской Федерации.

Старший помощник прокурора Кадыров Н.С.

Права работодателей в сфере охраны труда

В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий: порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники; при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, при этом на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

Старший помощник прокурора Кадыров Н.С.

Основные изменения законодательства в сфере закупок.

С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в том числе, направлен на оптимизацию Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) относительно проведения закупок, требований, предъявляемых к участникам закупок, расширения гарантий  субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и другим вопросам.

Например, Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ сокращен перечень конкурентных способов закупок, из которого исключен способ запроса предложений. Увеличен лимит годового объема закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме до 20 % совокупного годового объема закупок заказчика  или 100 млн. руб. в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн. руб. Пунктом 2 ч.10 ст. 24 Закона дополнительно установлен закрытый перечень  случаев, при которых запрос котировок цен проводится независимо от размера начальной максимальной цены контракта и лимита годового объеме закупок.

С 15 % до 25% совокупного годового объема закупок увеличена обязательная доля закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Также законодателем изменен порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками. Статья 103 Закона дополнена новым условием, согласно которому в случае, если контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания, направляется с использованием единой информационной системы в порядке, установленном в соответствии с частью 6 ст. 103  Закона, для включения в реестр контрактов.

Частью 2 статьей 7.31 КоАП РФ за нарушение установленного Законом порядка ведения реестра контрактов предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере 20 тыс. руб.

Помощник прокурора Багандалиев Г.Б.

Внесены изменения в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 30.12.2021 N479-ФЗ внесены изменения в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Теперь должники по алиментам могут привлекаться к административной ответственности, в том числе при их частичной уплате.

Редакция статьи 5.35.1 КоАП РФ допускала неоднозначную квалификацию действий должников при частичном исполнении требований исполнительных документов о взыскании алиментов.

В связи с этим внесены уточнения, предусматривающие возможность привлечения к административной ответственности лиц в случае неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением.

Наряду с этим Федеральным законом от 30.12.2021 N499-ФЗ внесены изменения в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уточнено понятие "неуплата алиментов" для целей привлечения к уголовной ответственности.

Статьей 157 УК РФ установлена уголовная ответственность за неуплату алиментов без уважительных причин.

На практике имеются случаи, когда уплата алиментов в меньшем размере, чем установлено исполнительным документом, трактуется как исполнение должниками своих алиментных обязательств.

 В этой связи принят закон, устанавливающий возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не уплативших без уважительных причин средства в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением.

Помощник прокурора Махачев У.Г.

Прокуратура Ленинского района г.Махачкалы разъясняет порядок принятия наследства несовершеннолетним

В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. По общему правилу, срок принятия наследства – 6 месяцев со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя.

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

За детей до 14 лет заявление подают их законные представители – родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет подают заявление от своего имени с согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. Согласие может быть выражено в виде отдельного документа либо об этом указывается в заявлении наследника.

При подаче заявления законный представитель должен представить нотариусу документы, подтверждающие его полномочия. Родители несовершеннолетнего должны предъявить свидетельство о рождении ребенка, усыновитель – решение суда об усыновлении ребенка или свидетельство об усыновлении, опекун или попечитель – акт органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства.

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 настоящего Кодекса.

Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, освобождаются от уплаты госпошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества (п. 5 ст. 333.38 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Помощник прокурора Багандалиев Г.Б.

Ленинская прокуратура г.Махачкалы разъясняет, трудовые гарантии для несовершеннолетних работников

Главой 42 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрены дополнительные гарантии работникам в возрасте до 18 лет.

В частности, в отношении лиц, не достигших 18 лет запрещается:

- применение труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами);

- переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (к примеру, для юношей 16 лет при перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 20 кг., для девушек 16 лет – 7 кг.);

- направление в служебные командировки, привлечение
к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

По общему правилу несовершеннолетние работники работают на условиях сокращенной продолжительности рабочего времени. Учитывая, что в отношении несовершеннолетних работников предусмотрено весьма значительное сокращение рабочего времени, оплата им производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

При этом, работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Продолжительность отпуска несовершеннолетних работников составляет 31 календарный день. Отпуск предоставляется в удобное для них время. При этом, замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска запрещается.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте
до восемнадцати лет по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Помощник прокурора Багандалиев Г.Б.

Прокуратура Ленинского района г.Махачкалы разъясняет как не нарушить Федеральный закон «О противодействии коррупции» при приеме на работу бывшего госслужащего.

Согласно действующему антикоррупционному законодательству работодатель, который решил взять на работу бывшего государственного или муниципального служащего, при заключении трудового или гражданско-правового договора, сумма которого более 100 тыс. рублей, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает и на самого бывшего служащего аналогичную обязанность – сообщить будущему работодателю о своем прежнем месте работы. Такие сведения могут быть получены в ходе собеседования, предварительного анкетирования либо же из трудовой книжки (электронных сведений о трудовой деятельности) претендента на работу.

При возникновении ситуации, когда новый работник в добровольном порядке не сообщил таких сведений и не представил возможности изучить трудовую книжку, указанная обязанность у нового работодателя не возникает. Однако в такой ситуации за нарушения требований вышеуказанного закона может быть расторжение возникших трудовых отношений.

В случае, когда новый работодатель при наличии информации проигнорировал требования закона о направлении уведомления по последнему месту службы бывшего служащего, такой работодатель понесет административную ответственность по статье 19.29 КоАП РФ.

Следует отметить, что названное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Помощник прокурора Азизов А.А.

Прокурор Ленинского района г.Махачкалы разъясняет «Каков порядок составления протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего».

 В случае выявления факта совершения несовершеннолетним административного правонарушения уполномоченными лицами незамедлительно составляется протокол.

При составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в обязательном порядке разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем в протоколе делается советующая запись.

Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего лица могут осуществлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) и адвокат.

Несовершеннолетний, а также его законный представитель (или адвокат) вправе знакомится с протоколом об административном правонарушении и всеми материалами дела, а также представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Составление протокола происходит на месте выявления правонарушения, но, если этого сделать невозможно, тогда должностные лица вправе применить доставление (при невозможности составления протокола на месте его совершения) несовершеннолетнего.

Помощник прокурора Багандалиев Г.Б.

Ленинская прокуратура г.Махачкалы разъясняет в каких случаях несовершеннолетние вправе лично защищать свои права в суде?

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители - родители, опекуны, усыновители, попечители или иные лица, определенные законом.

При этом суд обязан привлекать к участию в таких делах и самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в соответствии со статьей 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В некоторых случаях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы.

При этом, законные представители могут быть привлечены судом к участию в таких делах.

К таким категориям дел относятся: дела:

- об имущественной ответственности по сделкам, совершенным несовершеннолетними с письменного согласия законных представителей,

- по вопросам распоряжения своими заработком, стипендией и иными доходами,

- осуществления права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (п .3 ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

- о нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами (п. 2 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации);

- об установления отцовства в отношении своих детей несовершеннолетними родителями (п. 3 ст. 62 Семейного кодекса Российской Федерации).

Помощник прокурора Багандалиев Г.Б.