МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на 2015-2017 годы»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ответственный исполнитель и разработчик Про- граммы |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Администрации г. Махачкалы |
Соисполнители программы |
Финансовое управление |
Цель Программы |
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на основе формирования эффективных механизмов его поддержки |
Задачи Програм- мы |
-Предоставление возможности развития собственного дела; -Формирование благоприятного конкурентного климата при развитии малого и среднего предпринимательства; -Создание эффективной инфраструктуры поддержки субъектов малого и сред- него предпринимательства; -Стимулирование перераспределения структуры малых и средних предприятий в сторону их увеличения в производственном и инновационном секторах; |
Этапы и сроки ре- ализации про- граммы |
Этапы: I- 2015 г; II-2016 г; III-2017 г. Срок реализации: 2015-2017 гг. |
Целевые индика- торы и показатели программы |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (единиц); оборот малых и средних предприятий (млн. рублей); объем налоговых поступ- лений в муниципальный бюджет. |
Объемы и источ- ники финансиро- вания программы |
Общий объем финансирования 214285,7 тыс. руб., в том числе: средства рес- публиканского бюджета Республики Дагестан –64285,7тыс. руб.; средства му- ниципального бюджета – 150000 тыс. руб. |
Ожидаемые ре- зультаты реализа- ции программы |
Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 8509 ед.; увеличение численности занятых на малых и средних предприятиях до 27426 человек; рост оборота малых и средних предприятий до 66,4 млрд. рублей; уве- личение налоговых поступлений в муниципальный бюджет до 1290 млн. руб.; рост инвестиций в основной капитал до 3,18 млрд. руб. достижение качественных улучшений в области развития малого и среднего предпринимательства в городе Махачкала: рост уровня удовлетворенности предпринимателей состоянием деловой среды и работой инфраструктуры под- держки малого и среднего предпринимательства; повышение информированно- сти малых и средних предприятий г. Махачкалы о мерах государственной под- держки предпринимательской деятельности и способах ее получения. |
-
Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы хозяйствования города Махачкала. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из прио- ритетных направлений социально-экономического развития города.
Численность субъектов малого и среднего предпринимательства еже- годно увеличивается. По состоянию на 1 января 2014г. в городе Махачкала за- регистрировано около 6 тысяч малых и средних предприятий со статусом юри- дического лица, более 10 тысяч индивидуальных предпринимателей без обра- зования юридического лица. Объем налоговых поступлений также увеличива- ется, о чем свидетельствует данные Таблицы 1.
Таблица 1. Число малых и средних предприятий и объем налоговых поступлений в бюджет г. Махачкалы за 2013- 2014 гг.
№ |
Наименование |
Единица измерения |
01.01.2013г. |
01.01.2014г. |
01.07.2014г. |
1 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства |
ед. |
14 383 |
13 660 |
18 498 |
2 |
Объем налоговых поступлений в бюджет |
млн. руб. |
1 490.8 |
1 537.4 |
1 648 |
Численность занятых на малых и средних предприятиях составляет бо- лее 18% всего занятого населения города, причем показатель имеет тенденцию к росту. В структуре занятости населения у субъектов малого и среднего пред- принимательства лидирующее положение занимает оптовая и розничная тор- говля, что обусловлено традиционной ориентацией малого и среднего бизнеса, характерной для урбанизированных территорий России.
Основными направлениями деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства помимо оптовой и розничной торговли являются транс- порт, строительство, обрабатывающие производства и прочие виды деятельно- сти. На долю города приходится более 26% оборота субъектов малого и средне- го предпринимательства Республики Дагестан, причем данный показатель име- ет тенденцию к росту с 2008 года.
В целях реализации политики в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории города, а также повышения эф- фективности взаимодействия органов исполнительной власти и представителей
бизнеса в 2014 году образован Совет по развитию малого и среднего предпри- нимательства при Главе Администрации г. Махачкалы.
В то же время в сфере малого и среднего предпринимательства города имеется ряд нерешенных проблем:
-несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятель- ность малого и среднего бизнеса;
-административные барьеры, препятствующие развитию малых и сред- них предприятий;
-отсутствие в достаточном объеме финансовых ресурсов в муниципаль- ном бюджете на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
-недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности;
-недостаток квалифицированных кадров;
-несовершенство статистической информации о деятельности малого и среднего предпринимательства.
Существующие проблемы носят комплексный характер и не могут быть решены в течение одного финансового года.
Программа является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность ко- торых позволит муниципальным органам власти и общественным организаци- ям предпринимателей эффективно участвовать в развитии малого и среднего предпринимательства как одного из важнейших секторов экономики города.
Программой определены мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в г. Махачкала на 2015 – 2017 годы, реализация которых позволит:
-сформировать благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в городе;
-создать эффективную инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
-изменить отраслевую структуру малых и средних предприятий в сторо- ну увеличения доли производственного и инновационного сектора;
-обеспечить оптимальное использование финансовых ресурсов, выделя- емых на развития малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, реализация программных мероприятий по развитию ма- лого и среднего предпринимательства в г. Махачкала обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства, бу- дет иметь значительный мультипликативный эффект и окажет существенное воздействие на общее социально-экономическое развитие города и рост нало- говых поступлений в бюджеты всех уровней.
Комплексное решение задач развития малого и среднего предпринима- тельства в городе Махачкале программным методом позволит обеспечить со- гласованность, своевременность, финансирование и полноту реализации реше- ний, тем самым обеспечив эффективность использования средств и требуемый результат.
-
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
-создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на основе формирования эффективных механизмов его под- держки;
-повышение вклада малого и среднего предпринимательства в решение экономических и социальных задач г. Махачкалы.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение сле- дующих задач:
-
формирование благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства;
-
создание эффективной инфраструктуры поддержки субъектов ма- лого и среднего предпринимательства;
-
содействие росту конкурентоспособности продукции субъектов ма- лого и среднего предпринимательства на товарных рынках;
-
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
-
изменение отраслевой структуры малых и средних предприятий в сторону увеличения доли производственного и инновационного сектора;
-
увеличение доли малого и среднего предпринимательства города в формировании валового регионального продукта;
-
развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промыш- ленности, строительства и наукоемких технологий.
-
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программных мероприятий рассчитана на период с 2015 по 2017 годы включительно и подразделяется на 3 этапа: I – 2015 г.; II – 2016 г. и III – 2017 г. При необходимости возможна корректировка мероприятий в 2015 – 2017 годах, в зависимости от результатов анализа эффективности их реализа- ции в предыдущем году и постановки новых задач в рамках Программы. Про- грамма является долгосрочной, так как значительная часть мероприятий явля- ется актуальной для решения каждый год.
-
Состав и значение целевых индикаторов и показателей
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями эффективности реализации Программы являются: число малых и средних предприятий, объем налоговых поступлений в муниципальный бюджет, среднесписочная числен- ность работников, занятых на малых и средних предприятиях, объем инвести- ций в основной капитал, а также оборот малых и средних предприятий.
Таблица 2. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы в 2015-2017 гг.
Наименование целевого индикатора и показателя |
Единица измерения |
Базовый 2014 год |
Период реализации Программы |
||
2015 |
2016 |
2017 |
|||
Количество субъектов малого пред- принимательства |
ед. |
5 728 |
6 784 |
7 666 |
8 509 |
Объем налоговых поступлений в му- ниципальный бюджет |
млн. руб. |
630.3 |
724.85 |
832.6 |
957.5 |
Оборот субъектов малого предприни- мательства |
млрд. руб. |
58 991 |
63 121 |
68 171 |
74 306 |
-
Обоснование ресурсного обеспечения, Необходимого для реализации Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывалась си- туация в финансово-бюджетной сфере как на региональном, так и на местном уровне, высокая экономическая и социально-демографическая значимость про- блемы.
Общий планируемый объем финансирования Программы из средств республи- канского и муниципального бюджетов составит 214 285,7 тыс. руб.
Таблица 3. Объемы и источники финансирования Программы
Объемы и источники финансирования |
Всего |
По годам |
||
2015 |
2016 |
2017 |
||
Средства республиканского бюджета РД |
64 285,7 |
17 142,8 |
21 428,6 |
25 714,3 |
Средства муниципального бюджета г. Махачкала |
150 000,0 |
40 000,0 |
50 000,0 |
60 000,0 |
Всего |
214285,7 |
57 142,8 |
71 428,6 |
85 714,3 |
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы будут ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского и муници- пального бюджетов.
-
Описание мер государственного регулирования и управления рисками реализации Программы
Предпринимательская деятельность неразрывно связана с понятием
«риск». Для достижения более эффективных результатов реализации Програм- мы необходимо правильно оценивать степень риска и управлять ими. Для успешной реализации поставленных задач Программы необходимо проводить анализ рисков, которые могут повлиять на ее исполнение.
Управление рисками — это систематическая работа по разработке и прак- тической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением федеральных нормативных правовых актов и распоряжений, приказов Министерства торгов- ли, инвестиций и предпринимательства Республики Дагестан, данная работа предусматривает непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся ин- формации.(в ред. Постановления Правительства РД от 19.03.2014 N 119)
Таблица 4. Риски реализации Программы и способы их преодоления
Наименование риска |
Вероятность |
Способ преодоления риска |
Риски, связанные с недофинансированием Программы |
||
Недофинансирование со стороны республиканского бюджета |
высокая |
мониторинг эффективности бюджетных вложений; определение приоритетов для первоочередного финансирования |
Недофинансирование со стороны муниципального бюджета |
высокая |
мониторинг эффективности бюджетных вложений |
Риски, связанные с изменением внешней среды |
||
Значительные изменения налого- вого законодательства |
средняя |
разработка предложений по внесению из- менений в законодательство во взаимодей- ствии с общественными и профессиональ- ными объединениями предпринимателей |
Кризисные явления в экономике |
средняя |
разработка и внедрение предложений по усилению мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринима- тельства на всех уровнях во взаимодей- ствии с общественными и профессиональ- ными объединениями предпринимателей |
Изменение законодательства в сфере государственной поддерж- |
средняя |
разработка и внедрение предложений по регулированию форм и видов государ- |
ки малого и среднего предприни- мательства |
ственной поддержки СМСП во взаимодей- ствии с общественными и профессиональ- ными объединениями предпринимателей |
|
Снижение актуальности меро- приятий Программы |
средняя |
ежегодный анализ эффективности меро- приятий Программы; перераспределение средств между мероприятиями Программы |
Риски, связанные с человеческим фактором |
||
Недоверие со стороны предпри- нимателей в части доступности мероприятий Программы |
средняя |
повышение открытости за счет информи- рования предпринимательской среды об осуществляемых мероприятиях на регу- лярной основе; популяризация успешных проектов, реализованных с помощью мер государственной поддержки |
Не востребованность мероприя- тий Программы в связи с недо- статочной информированностью |
средняя |
Осуществление регулярного информиро- вания в предпринимательской среде об осуществляемых мероприятиях с исполь- зованием разнообразных каналов комму- никаций передачи информации (СМИ, му- ниципальные образования, предпринима- тельские организации) соц. сети |
Недостаточная активность малых и средних предприятий |
средняя |
корректировка мероприятий Программы с привлечением представителей малых и средних предприятий |
Риски, связанные с негативными природными явлениями |
||
Форс-мажорные обстоятельства — стихийные бедствия (лесные по- жары, засуха, землетрясения, наводнения) |
низкая |
выработка скоординированных действий региональных органов власти, местного самоуправления по преодолению послед- ствий |
-
Перечень программных мероприятий, этапы реализации и источники финансирования.
Программа включает мероприятия по следующим основным направлени- ям деятельности:
-
формирование благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства;
-
совершенствование кредитно-финансовой инвестиционной поддержки;
-
информационно-образовательное обеспечение малого и среднего пред- принимательства.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 1 к Про- грамме.
-
Оценка социально-экономической эффективности Программы.
Направления развития и поддержки малого и среднего предпринима- тельства в городе Махачкале, представленные в Программе, в целом ориенти- рованы на количественное увеличение субъектов малого и среднего предпри- нимательства и качественное совершенствование малого и среднего бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство в ходе дальнейшего формирова- ния благоприятных условий для его развития все в большей мере будет оказы- вать влияние на экономический рост, стимулировать развитие экономики горо- да.
Реализация предусмотренных мер предполагает увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращение численности безработных, повышение производительности труда, увеличение размера нало- говых отчислений в бюджет города.
Приложение №1
Перечень программных мероприятий, этапы реализации и источники финансирования
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Объем финансирования,(тыс.руб.) в том числе: |
Исполнители мероприятий |
|
Республиканский бюджет РД |
Местный бюджет |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства |
|||||
1. |
Совершенствование нормативного право- вого регулирования в сфере развития ма- лого и среднего предпринимательства. |
2015 2016 2017 |
0,00 0,00 0,00 |
0,00 0,00 0,00 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
2. |
Изготовление и распространение инфор- мационных и справочных материалов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в городе. |
2015 2016 2017 |
0,00 0,00 0,00 |
0,00 0,00 0,00 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
3. |
Участие в конференциях, съездах, «круг- лых столах», семинарах по вопросам раз- вития малого и среднего предпринима- тельства, участие в тематических фору- мах молодых предпринимателей на рес- публиканском уровне. Оказание содей- ствия субъектам малого и среднего пред- принимательства и организациям инфра- структуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в органи- зации и проведении публичных и дело- |
2015 2016 2017 |
21,0 21,0 21,0 |
50,0 50,0 50,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
вых мероприятий. |
|||||
4. |
Проведение конкурсов «Предпринима- тель года», «Лучшая организация инфра- структуры поддержки малого и среднего предпринимательства». Участие в орга- низации регионального этапа всероссий- ского конкурса «Молодой предпринима- тель России» и др. |
2015 2016 2017 |
65,0 65,0 86,0 |
250,0 250,0 300,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
5. |
Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, органи- заций инфраструктуры поддержки субъ- ектов малого предпринимательства, по- лучивших государственную поддержку. |
2015 2016 2017 |
0,00 0,00 0,00 |
0,00 0,00 0,00 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
6. |
Предоставление консультационной, орга- низационной, юридической помощи субъектам малого предпринимательства по вопросам гражданского, трудового, финансового, налогового, бюджетного, валютного, административного и иного законодательства в области регулирова- ния предпринимательской деятельности; обеспечение защиты прав субъектов ма- лого и среднего предпринимательства при проведении государственного кон- троля (надзора). |
2015 2016 2017 |
0,00 0,00 0,00 |
0,00 0,00 0,00 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
2. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки |
|||||
7. |
Создание и развитие фонда микрофинан- сирования на муниципальном уровне. |
2015 2016 2017 |
11410,0 13600,0 16100,0 |
26350,0 31450,0 37450,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Финансовое управление |
8. |
Предоставление субсидий субъектам ма- лого и среднего предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным потре- бительским кредитным кооперативам, в целях компенсации части процентной ставки по привлеченным кредитам. |
2015 2016 2017 |
2150,0 3400,0 4300,0 |
5000,0 8000,0 10000,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Финансовое управление |
9. |
Предоставление субсидий субъектам ма- лого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов, свя- занных с оплатой за обеспечение доступа к объектам инфраструктуры (технологи- ческое присоединение к электрическим сетям, газопроводам, тепловым и вод ка- нализационным сетям), услуг по земле- устроительным работам. |
2015 2016 2017 |
201,8 250,0 300,0 |
500,0 600,0 700,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Финансовое управление |
10. |
Предоставление субсидий субъектам ма- лого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов, свя- занных с прохождением сертификации (получением декларации), в том числе по международным стандартам качества. |
2015 2016 2017 |
85,0 147,6 172,3 |
200,0 300,0 400,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Финансовое управление |
11. |
Предоставление субсидий субъектам ма- лого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов, свя- занных с регистрацией и лицензировани- ем деятельности. |
2015 2016 2017 |
130,0 170,0 200,0 |
300,0 400,0 500,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Финансовое управление |
12. |
Предоставление грантов создаваемым или начинающим и действующим менее 1 года субъектам малого и среднего пред- |
2015 2016 |
2150,0 2850,0 |
5000,0 6500,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
принимательства из числа молодежи от 14 до 30 лет, безработных граждан, вы- пускников учебных заведений, военно- служащих, уволенных в запас, и граждан, испытывающих трудности в поиске рабо- ты. |
2017 |
3500,0 |
8000,0 |
Финансовое управление |
|
13. |
Создание и развитие бизнес-инкубаторов в г. Махачкале. |
2015 2016 2017 |
560,0 600,0 620,0 |
1300,0 1400,0 1450,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Финансовое управление |
3. Информационно-образовательное обеспечение малого и среднего предпринимательства |
|||||
14. |
Организация и проведение семинаров и других мероприятий по актуальным во- просам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и взаимодей- ствия с контролирующими органами, семи- наров для специалистов администраций муниципальных образований. Повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о нормах и регламентах деятельности кон- тролирующих, надзорных и правоохрани- тельных органов. |
2015 2016 2017 |
85,0 85,0 130,0 |
200,0 200,0 300,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
15. |
Информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства, освеще- ние проблем и перспектив его развития с использованием современных техноло- гий. Обеспечение деятельности респуб- ликанского интернет-портала «Бизнес Дагестана». |
2015 2016 2017 |
0,00 0,00 0,00 |
150,00 150,00 150,00 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
16. |
Обучение, подготовка кадров, организа- ция повышения квалификации и профес- сиональной подготовки руководителей и специалистов субъектов малого и средне- го предпринимательства, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпри- нимательства, специалистов муници- пальных образований. |
2015 2016 2017 |
200,0 200,0 200,0 |
500,0 500,0 500,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
17. |
Организация профессионального обуче- ния безработных граждан, желающих ор- ганизовать предпринимательскую дея- тельность, по разно уровневым программам в учебных заведениях города. |
2015 2016 2017 |
85,0 85,0 85,0 |
200,0 200,0 200,0 |
Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей |
Всего по программе: |
2015 |
17 142,8 |
40 000,0 |
||
2016 |
21 428,6 |
50 000,0 |
|||
2017 |
25 714,3 |
60 000,0 |
|||
ИТОГО: |
214 285,7 |
64 285,7 |
150 000,0 |
Приложение №2
Оценка достижения значений целевых индикаторов муниципальной программы
«Развития малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на 2015-2017 годы»
за 2015 год
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора |
|||
утверждено муниципальной программе |
достигнуто |
отклонение (в процентах) |
оценка в баллах |
||
Количество субъек- тов малого предпри- нимательства |
ед. |
6 784 |
|||
Объем налоговых по- ступлений в муници- пальный бюджет |
млн. руб. |
724.8 |
|||
Оборот субъектов малого предпринима- тельства |
млрд. руб. |
63 121 |
Приложение №3
Динамика значений целевых индикаторов
«Развития малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на 2015-2017 годы»
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
Год реализации муниципальной программы |
Последний год (целевое значение) |
||
1 год |
2 год |
3 год |
|||
Количество субъектов малого предпринима- тельства |
ед. |
||||
Объем налоговых по- ступлений в муници- пальный бюджет |
млн. руб. |
||||
Оборот субъектов ма- лого предпринима- тельства |
млрд. руб. |