Постановления и распоряжения

Постановление об утверждении Положения о системе управления охраной труда и инструкций по охране труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы

АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА «ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН» ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «28» декабря 2023 г. № 181

 Об утверждении Положения о системе управления охраной труда и инструкций по охране труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации», приказом Министерства труда Российской Федерации от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда», в целях обеспечения требований охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников в процессе трудовой деятельности в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы   п о с т а н о в л я ю:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы  (Приложение №1).
  2. Утвердить прилагаемую Инструкцию по охране труда для муниципальных служащих Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (Приложение №2).
  3. Утвердить прилагаемую Должностную инструкцию для сотрудников, осуществляющих функции работника по организации и контролю за соблюдением требований охраны труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (Приложение №3).
  4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
  5. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
  6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы района – руководителя аппарата Администрации.

 

             Глава района                                                                     А. Алхасов     

Приложение №1

УТВЕРЖДЕНО

                                                                               постановлением Администрации

 внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы

                                                                                 от «28 » декабря 2023 г. №181

П о л о ж е н и е

о системе управления охраной труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы

  1. Общие положения
    • Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 №776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда», и иными нормативными правовыми актами об охране труда.

1.2. Положение о СУОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (далее — Администрации), разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

1.3 СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:

— организационной структуры управления, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;

— мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;

— документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).

1.4. Положения СУОТ распространяются на всех работников Администрации. Учитывается деятельность на всех рабочих местах, в структурных подразделениях.

1.5. Положения СУОТ о безопасности, касающиеся нахождения и перемещения в здании Администрации, распространяются на всех лиц. Данные положения доводятся до сведения указанных лиц при проведении вводных инструктажей.

1.6. Для целей настоящего Положения о СУОТ разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение безопасных условий нахождения в здании и осуществления в нем трудовой деятельности. В рамках взаимодействия, по охране труда учитываются потребности и ожидания работников Администрации   и иных заинтересованных сторон.

1.7. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУОТ, доводится до сведения заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа.

1.8. Разработка, согласование, утверждение и пересмотр документов СУОТ осуществляются в соответствии с Положением о документообороте в Администрации.

  1. Политика в области охраны труда

 

2.1. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности Администрации, особенности организации работы в нем, а также профессиональные риски.

2.2. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников Администрации   в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда.

2.3. В Администрации   обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.

2.4. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.

2.5. Администрация   гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.

2.6. Основными задачами системы управления охраной труда в Администрации являются:

-реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;

-разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;

-создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;

-формирование безопасных условий труда;

-контроль за соблюдением требований охраны труда;

-обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;

-предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в администрации;

-охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Администрации, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

 

 

 

2.7.  Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:

— проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков;

— обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;

— обучение в области охраны труда;

— внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;

— организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;

— установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;

— обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.

 

  1. Разработка и внедрение СУОТ

 

3.1. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.

3.2. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ утверждается Главой района. С данной информацией должны быть ознакомлены все работники.

3.3. Глава   района является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в Администрации    района, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.

3.4.  Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:

1) Администрация района в лице Главы Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы — обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;

2)  руководители структурных подразделений:

—  обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;

— организация подготовки по охране труда;

—  участие в организации управления профессиональными рисками;

— обеспечение участия работников структурного подразделения (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;

— участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;

—  информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;

— приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;

— обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного подразделения и иных лиц;

— принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении.

 

3)  Ответственное лицо по охране труда в Администрации:

—  координация всех направлений функционирования СУОТ;

— осуществление контроля за соблюдением сотрудниками инструкций по охране и безопасности труда;

— проведение инструктажей на рабочем месте и вводного инструктажа;

— обучение персонала безопасным методам работы;

— разработка предложений для устранения недостатков в обеспечении безопасных условий труда;

— периодическая проверка знаний по охране труда у работников;

— разработка   проектов   локальных   актов   по    охране   труда   совместно    с юридическим управлением Администрации.

Ответственное лицо по охране труда в вопросах охраны труда подчиняется непосредственно руководителю аппарата Администрации.

 

4)   иные работники:

— соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;

— информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;

— извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;

— соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.

  1. Планирование СУОТ

4.1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.

 

4.2. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в Администрации, следующие:

—  психоэмоциональная перегрузка;

— перенапряжение зрительного анализатора.

4.3. В Администрации   обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.

4.4. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.

4.5. План мероприятий утверждается Главой   района.

В плане мероприятий отражаются, в частности:

— перечень (наименование) планируемых мероприятий;

— ожидаемый результат каждого мероприятия;

— срок реализации мероприятия;

— лица, ответственные за реализацию мероприятия;

— выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.

При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:

-нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;

— условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (ОПР));

4.6. Целями в области охраны труда в Администрации, в соответствии с политикой в области охраны труда, является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.

4.7. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.

4.8. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:

— к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;

— отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;

— достижению показателей улучшения условий труда.

 

  1. Обеспечение функционирования СУОТ

5.1. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.

5.2. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.

5.3. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:

— подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;

— непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.

5.4. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр, утверждаемый Главой района.

  • В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:

— о политике и целях Администрации     в области охраны труда;

— системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;

— ответственности за нарушение указанных требований;

— результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);

— опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.

5.6. Информирование обеспечивается в соответствии с Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н. Формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.

  1. Функционирование СУОТ

6.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации, являются:

— специальная оценка условий труда;

— оценка профессиональных рисков;

— обучение работников;

— обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;

— обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;

— обеспечение безопасности работников подрядных организаций;

— санитарно-бытовое обеспечение работников;

— соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;

— реагирование на аварийные ситуации;

— реагирование на несчастные случаи;

— реагирование на профессиональные заболевания.

6.2. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:

— планирование и выполнение мероприятий по охране труда;

— контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;

— формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;

— управление документами СУОТ;

— информирование работников, взаимодействие с ними;

— распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.

 

6.3. В организации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.

6.4. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется трудовым законодательством.

  1. Оценка результатов деятельности

7.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.

7.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:

— контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;

— контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);

—   учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;

— учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;

— контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.

7.3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото и видео фиксация.

7.4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.

7.5. В Администрации составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.

7.6. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:

— достижение целей в области охраны труда;

— способность СУОТ, действующей в Администрации, обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;

— эффективность действий на всех уровнях управления;

— необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;

— необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

— необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;

— полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;

— необходимость выработки корректирующих мер.

7.7. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:

— абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);

— относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);

— качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).

7.8. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.

  1. Улучшение функционирования СУОТ

8.1.  В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.

8.2. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов: разработка; формирование; планирование; внедрение; контроль.

8.3. На этапах разработки и формирования, корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.

8.4. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности организации по улучшению СУОТ.

8.5. Работодатель с учетом специфики деятельности, структуры управления (организационной структуры), численности работников, государственных нормативных требований охраны труда вправе самостоятельно определить необходимую ему СУОТ.

8.6. Допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда.