АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА «ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН» ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «28» декабря 2023 г. № 181
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда и инструкций по охране труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации», приказом Министерства труда Российской Федерации от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда», в целях обеспечения требований охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников в процессе трудовой деятельности в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы п о с т а н о в л я ю:
- Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (Приложение №1).
- Утвердить прилагаемую Инструкцию по охране труда для муниципальных служащих Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (Приложение №2).
- Утвердить прилагаемую Должностную инструкцию для сотрудников, осуществляющих функции работника по организации и контролю за соблюдением требований охраны труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (Приложение №3).
- Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
- Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
- Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы района – руководителя аппарата Администрации.
Глава района А. Алхасов
Приложение №1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы
от «28 » декабря 2023 г. №181
П о л о ж е н и е
о системе управления охраной труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы
- Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 №776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда», и иными нормативными правовыми актами об охране труда.
1.2. Положение о СУОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда в Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (далее — Администрации), разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
1.3 СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
— организационной структуры управления, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
— мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
— документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
1.4. Положения СУОТ распространяются на всех работников Администрации. Учитывается деятельность на всех рабочих местах, в структурных подразделениях.
1.5. Положения СУОТ о безопасности, касающиеся нахождения и перемещения в здании Администрации, распространяются на всех лиц. Данные положения доводятся до сведения указанных лиц при проведении вводных инструктажей.
1.6. Для целей настоящего Положения о СУОТ разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение безопасных условий нахождения в здании и осуществления в нем трудовой деятельности. В рамках взаимодействия, по охране труда учитываются потребности и ожидания работников Администрации и иных заинтересованных сторон.
1.7. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУОТ, доводится до сведения заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа.
1.8. Разработка, согласование, утверждение и пересмотр документов СУОТ осуществляются в соответствии с Положением о документообороте в Администрации.
- Политика в области охраны труда
2.1. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности Администрации, особенности организации работы в нем, а также профессиональные риски.
2.2. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников Администрации в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда.
2.3. В Администрации обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
2.4. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
2.5. Администрация гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
2.6. Основными задачами системы управления охраной труда в Администрации являются:
-реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
-разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
-создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
-формирование безопасных условий труда;
-контроль за соблюдением требований охраны труда;
-обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
-предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в администрации;
-охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Администрации, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.
2.7. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
— проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков;
— обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
— обучение в области охраны труда;
— внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
— организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;
— установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
— обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
- Разработка и внедрение СУОТ
3.1. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
3.2. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ утверждается Главой района. С данной информацией должны быть ознакомлены все работники.
3.3. Глава района является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в Администрации района, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
3.4. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) Администрация района в лице Главы Администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы — обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;
2) руководители структурных подразделений:
— обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
— организация подготовки по охране труда;
— участие в организации управления профессиональными рисками;
— обеспечение участия работников структурного подразделения (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
— участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
— информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
— приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
— обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного подразделения и иных лиц;
— принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении.
3) Ответственное лицо по охране труда в Администрации:
— координация всех направлений функционирования СУОТ;
— осуществление контроля за соблюдением сотрудниками инструкций по охране и безопасности труда;
— проведение инструктажей на рабочем месте и вводного инструктажа;
— обучение персонала безопасным методам работы;
— разработка предложений для устранения недостатков в обеспечении безопасных условий труда;
— периодическая проверка знаний по охране труда у работников;
— разработка проектов локальных актов по охране труда совместно с юридическим управлением Администрации.
Ответственное лицо по охране труда в вопросах охраны труда подчиняется непосредственно руководителю аппарата Администрации.
4) иные работники:
— соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;
— информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
— извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
— соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
- Планирование СУОТ
4.1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
4.2. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в Администрации, следующие:
— психоэмоциональная перегрузка;
— перенапряжение зрительного анализатора.
4.3. В Администрации обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.
4.4. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
4.5. План мероприятий утверждается Главой района.
В плане мероприятий отражаются, в частности:
— перечень (наименование) планируемых мероприятий;
— ожидаемый результат каждого мероприятия;
— срок реализации мероприятия;
— лица, ответственные за реализацию мероприятия;
— выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:
-нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
— условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (ОПР));
4.6. Целями в области охраны труда в Администрации, в соответствии с политикой в области охраны труда, является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
4.7. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
4.8. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
— к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
— отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
— достижению показателей улучшения условий труда.
- Обеспечение функционирования СУОТ
5.1. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.
5.2. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
5.3. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
— подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
— непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
5.4. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр, утверждаемый Главой района.
- В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
— о политике и целях Администрации в области охраны труда;
— системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
— ответственности за нарушение указанных требований;
— результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
— опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
5.6. Информирование обеспечивается в соответствии с Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н. Формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
- Функционирование СУОТ
6.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации, являются:
— специальная оценка условий труда;
— оценка профессиональных рисков;
— обучение работников;
— обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
— обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
— обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
— санитарно-бытовое обеспечение работников;
— соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
— реагирование на аварийные ситуации;
— реагирование на несчастные случаи;
— реагирование на профессиональные заболевания.
6.2. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
— планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
— контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
— формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
— управление документами СУОТ;
— информирование работников, взаимодействие с ними;
— распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
6.3. В организации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
6.4. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется трудовым законодательством.
- Оценка результатов деятельности
7.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
7.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
— контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
— контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
— учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
— учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
— контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
7.3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото и видео фиксация.
7.4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
7.5. В Администрации составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
7.6. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
— достижение целей в области охраны труда;
— способность СУОТ, действующей в Администрации, обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
— эффективность действий на всех уровнях управления;
— необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;
— необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
— необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
— полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;
— необходимость выработки корректирующих мер.
7.7. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
— абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
— относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
— качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
7.8. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
- Улучшение функционирования СУОТ
8.1. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
8.2. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов: разработка; формирование; планирование; внедрение; контроль.
8.3. На этапах разработки и формирования, корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
8.4. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности организации по улучшению СУОТ.
8.5. Работодатель с учетом специфики деятельности, структуры управления (организационной структуры), численности работников, государственных нормативных требований охраны труда вправе самостоятельно определить необходимую ему СУОТ.
8.6. Допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда.