Информация для предпринимателей

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на 2015-2017 годы» 7 ноября 2017 г.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на 2015-2017 годы»

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель и разработчик Про-

граммы

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Администрации г. Махачкалы

Соисполнители

программы

Финансовое управление

Цель Программы

Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на основе формирования эффективных механизмов его поддержки

Задачи Програм- мы

-Предоставление возможности развития собственного дела;

-Формирование благоприятного конкурентного климата при развитии малого и среднего предпринимательства;

-Создание эффективной инфраструктуры поддержки субъектов малого и сред- него предпринимательства;

-Стимулирование перераспределения структуры малых и средних предприятий в сторону их увеличения в производственном и инновационном секторах;

Этапы и сроки ре- ализации про-

граммы

Этапы: I- 2015 г; II-2016 г; III-2017 г.

Срок реализации: 2015-2017 гг.

Целевые индика- торы и показатели

программы

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (единиц); оборот малых и средних предприятий (млн. рублей); объем налоговых поступ-

лений в муниципальный бюджет.

Объемы и источ- ники финансиро-

вания программы

Общий объем финансирования 214285,7 тыс. руб., в том числе: средства рес- публиканского бюджета Республики Дагестан –64285,7тыс. руб.; средства му-

ниципального бюджета – 150000 тыс. руб.

Ожидаемые ре- зультаты реализа- ции программы

Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 8509 ед.; увеличение численности занятых на малых и средних предприятиях до 27426 человек; рост оборота малых и средних предприятий до 66,4 млрд. рублей; уве- личение налоговых поступлений в муниципальный бюджет до 1290 млн. руб.; рост инвестиций в основной капитал до 3,18 млрд. руб.

достижение качественных улучшений в области развития малого и среднего предпринимательства в городе Махачкала: рост уровня удовлетворенности предпринимателей состоянием деловой среды и работой инфраструктуры под- держки малого и среднего предпринимательства; повышение информированно- сти малых и средних предприятий г. Махачкалы о мерах государственной под- держки предпринимательской деятельности и способах ее получения.

  1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы хозяйствования города Махачкала. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из прио- ритетных направлений социально-экономического развития города.

Численность субъектов малого и среднего предпринимательства еже- годно увеличивается. По состоянию на 1 января 2014г. в городе Махачкала за- регистрировано около 6 тысяч малых и средних предприятий со статусом юри- дического лица, более 10 тысяч индивидуальных предпринимателей без обра- зования юридического лица. Объем налоговых поступлений также увеличива- ется, о чем свидетельствует данные Таблицы 1.

Таблица 1. Число малых и средних предприятий и объем налоговых поступлений в бюджет г. Махачкалы за 2013- 2014 гг.

Наименование

Единица измерения

01.01.2013г.

01.01.2014г.

01.07.2014г.

1

Число субъектов малого и среднего

предпринимательства

ед.

14 383

13 660

18 498

2

Объем налоговых поступлений в

бюджет

млн. руб.

1 490.8

1 537.4

1 648

Численность занятых на малых и средних предприятиях составляет бо- лее 18% всего занятого населения города, причем показатель имеет тенденцию к росту. В структуре занятости населения у субъектов малого и среднего пред- принимательства лидирующее положение занимает оптовая и розничная тор- говля, что обусловлено традиционной ориентацией малого и среднего бизнеса, характерной для урбанизированных территорий России.

Основными направлениями деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства помимо оптовой и розничной торговли являются транс- порт, строительство, обрабатывающие производства и прочие виды деятельно- сти. На долю города приходится более 26% оборота субъектов малого и средне- го предпринимательства Республики Дагестан, причем данный показатель име- ет тенденцию к росту с 2008 года.

В целях реализации политики в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории города, а также повышения эф- фективности взаимодействия органов исполнительной власти и представителей

бизнеса в 2014 году образован Совет по развитию малого и среднего предпри- нимательства при Главе Администрации г. Махачкалы.

В то же время в сфере малого и среднего предпринимательства города имеется ряд нерешенных проблем:

-несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятель- ность малого и среднего бизнеса;

-административные барьеры, препятствующие развитию малых и сред- них предприятий;

-отсутствие в достаточном объеме финансовых ресурсов в муниципаль- ном бюджете на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

-недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности;

-недостаток квалифицированных кадров;

-несовершенство статистической информации о деятельности малого и среднего предпринимательства.

Существующие проблемы носят комплексный характер и не могут быть решены в течение одного финансового года.

Программа является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность ко- торых позволит муниципальным органам власти и общественным организаци- ям предпринимателей эффективно участвовать в развитии малого и среднего предпринимательства как одного из важнейших секторов экономики города.

Программой определены мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в г. Махачкала на 2015 – 2017 годы, реализация которых позволит:

-сформировать благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в городе;

-создать эффективную инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

-изменить отраслевую структуру малых и средних предприятий в сторо- ну увеличения доли производственного и инновационного сектора;

-обеспечить оптимальное использование финансовых ресурсов, выделя- емых на развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, реализация программных мероприятий по развитию ма- лого и среднего предпринимательства в г. Махачкала обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства, бу- дет иметь значительный мультипликативный эффект и окажет существенное воздействие на общее социально-экономическое развитие города и рост нало- говых поступлений в бюджеты всех уровней.

Комплексное решение задач развития малого и среднего предпринима- тельства в городе Махачкале программным методом позволит обеспечить со- гласованность, своевременность, финансирование и полноту реализации реше- ний, тем самым обеспечив эффективность использования средств и требуемый результат.

  1. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:

-создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на основе формирования эффективных механизмов его под- держки;

-повышение вклада малого и среднего предпринимательства в решение экономических и социальных задач г. Махачкалы.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение сле- дующих задач:

  1. формирование благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства;

  2. создание эффективной инфраструктуры поддержки субъектов ма- лого и среднего предпринимательства;

  3. содействие росту конкурентоспособности продукции субъектов ма- лого и среднего предпринимательства на товарных рынках;

  4. увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

  5. изменение отраслевой структуры малых и средних предприятий в сторону увеличения доли производственного и инновационного сектора;

  6. увеличение доли малого и среднего предпринимательства города в формировании валового регионального продукта;

  7. развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промыш- ленности, строительства и наукоемких технологий.

  1. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программных мероприятий рассчитана на период с 2015 по 2017 годы включительно и подразделяется на 3 этапа: I – 2015 г.; II – 2016 г. и III – 2017 г. При необходимости возможна корректировка мероприятий в 2015 – 2017 годах, в зависимости от результатов анализа эффективности их реализа- ции в предыдущем году и постановки новых задач в рамках Программы. Про- грамма является долгосрочной, так как значительная часть мероприятий явля- ется актуальной для решения каждый год.

  1. Состав и значение целевых индикаторов и показателей

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями эффективности реализации Программы являются: число малых и средних предприятий, объем налоговых поступлений в муниципальный бюджет, среднесписочная числен- ность работников, занятых на малых и средних предприятиях, объем инвести- ций в основной капитал, а также оборот малых и средних предприятий.

Таблица 2. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы в 2015-2017 гг.

Наименование целевого индикатора и показателя

Единица измерения

Базовый 2014 год

Период реализации Программы

2015

2016

2017

Количество субъектов малого пред- принимательства

ед.

5 728

6 784

7 666

8 509

Объем налоговых поступлений в му- ниципальный бюджет

млн. руб.

630.3

724.85

832.6

957.5

Оборот субъектов малого предприни- мательства

млрд. руб.

58 991

63 121

68 171

74 306

  1. Обоснование ресурсного обеспечения, Необходимого для реализации Программы

При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывалась си- туация в финансово-бюджетной сфере как на региональном, так и на местном уровне, высокая экономическая и социально-демографическая значимость про- блемы.

Общий планируемый объем финансирования Программы из средств республи- канского и муниципального бюджетов составит 214 285,7 тыс. руб.

Таблица 3. Объемы и источники финансирования Программы

Объемы и источники финансирования

Всего

По годам

2015

2016

2017

Средства республиканского бюджета РД

64 285,7

17 142,8

21 428,6

25 714,3

Средства муниципального бюджета г. Махачкала

150 000,0

40 000,0

50 000,0

60 000,0

Всего

214285,7

57 142,8

71 428,6

85 714,3

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы будут ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского и муници- пального бюджетов.

  1. Описание мер государственного регулирования и управления рисками реализации Программы

Предпринимательская деятельность неразрывно связана с понятием

«риск». Для достижения более эффективных результатов реализации Програм- мы необходимо правильно оценивать степень риска и управлять ими. Для успешной реализации поставленных задач Программы необходимо проводить анализ рисков, которые могут повлиять на ее исполнение.

Управление рисками — это систематическая работа по разработке и прак- тической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением федеральных нормативных правовых актов и распоряжений, приказов Министерства торгов- ли, инвестиций и предпринимательства Республики Дагестан, данная работа предусматривает непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся ин- формации.(в ред. Постановления Правительства РД от 19.03.2014 N 119)

Таблица 4. Риски реализации Программы и способы их преодоления

Наименование риска

Вероятность

Способ преодоления риска

Риски, связанные с недофинансированием Программы

Недофинансирование со стороны республиканского бюджета

высокая

мониторинг эффективности бюджетных вложений; определение приоритетов для первоочередного финансирования

Недофинансирование со стороны

муниципального бюджета

высокая

мониторинг эффективности бюджетных

вложений

Риски, связанные с изменением внешней среды

Значительные изменения налого- вого законодательства

средняя

разработка предложений по внесению из- менений в законодательство во взаимодей- ствии с общественными и профессиональ-

ными объединениями предпринимателей

Кризисные явления в экономике

средняя

разработка и внедрение предложений по усилению мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринима- тельства на всех уровнях во взаимодей- ствии с общественными и профессиональ-

ными объединениями предпринимателей

Изменение законодательства в

сфере государственной поддерж-

средняя

разработка и внедрение предложений по

регулированию форм и видов государ-

ки малого и среднего предприни- мательства

ственной поддержки СМСП во взаимодей- ствии с общественными и профессиональ-

ными объединениями предпринимателей

Снижение актуальности меро- приятий Программы

средняя

ежегодный анализ эффективности меро- приятий Программы; перераспределение

средств между мероприятиями Программы

Риски, связанные с человеческим фактором

Недоверие со стороны предпри-

нимателей в части доступности мероприятий Программы

средняя

повышение открытости за счет информи-

рования предпринимательской среды об осуществляемых мероприятиях на регу- лярной основе; популяризация успешных проектов, реализованных с помощью мер государственной поддержки

Не востребованность мероприя-

тий Программы в связи с недо- статочной информированностью

средняя

Осуществление регулярного информиро-

вания в предпринимательской среде об осуществляемых мероприятиях с исполь- зованием разнообразных каналов комму- никаций передачи информации (СМИ, му- ниципальные образования, предпринима-

тельские организации) соц. сети

Недостаточная активность малых

и средних предприятий

средняя

корректировка мероприятий Программы с

привлечением представителей малых и средних предприятий

Риски, связанные с негативными природными явлениями

Форс-мажорные обстоятельства —

стихийные бедствия (лесные по- жары, засуха, землетрясения, наводнения)

низкая

выработка скоординированных действий

региональных органов власти, местного самоуправления по преодолению послед- ствий

  1. Перечень программных мероприятий, этапы реализации и источники финансирования.

Программа включает мероприятия по следующим основным направлени- ям деятельности:

  • формирование благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства;

  • совершенствование кредитно-финансовой инвестиционной поддержки;

  • информационно-образовательное обеспечение малого и среднего пред- принимательства.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 1 к Про- грамме.

  1. Оценка социально-экономической эффективности Программы.

Направления развития и поддержки малого и среднего предпринима- тельства в городе Махачкале, представленные в Программе, в целом ориенти- рованы на количественное увеличение субъектов малого и среднего предпри- нимательства и качественное совершенствование малого и среднего бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство в ходе дальнейшего формирова- ния благоприятных условий для его развития все в большей мере будет оказы- вать влияние на экономический рост, стимулировать развитие экономики горо- да.

Реализация предусмотренных мер предполагает увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращение численности безработных, повышение производительности труда, увеличение размера нало- говых отчислений в бюджет города.

Приложение №1

Перечень программных мероприятий, этапы реализации и источники финансирования

п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Объем финансирования,(тыс.руб.) в том числе:

Исполнители мероприятий

Республиканский

бюджет РД

Местный бюджет

1

2

3

4

5

6

1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства

1.

Совершенствование нормативного право- вого регулирования в сфере развития ма- лого и среднего предпринимательства.

2015

2016

2017

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

2.

Изготовление и распространение инфор- мационных и справочных материалов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в городе.

2015

2016

2017

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

3.

Участие в конференциях, съездах, «круг- лых столах», семинарах по вопросам раз- вития малого и среднего предпринима- тельства, участие в тематических фору- мах молодых предпринимателей на рес- публиканском уровне. Оказание содей- ствия субъектам малого и среднего пред- принимательства и организациям инфра- структуры поддержки субъектов малого и

среднего предпринимательства в органи- зации и проведении публичных и дело-

2015

2016

2017

21,0

21,0

21,0

50,0

50,0

50,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

вых мероприятий.

4.

Проведение конкурсов «Предпринима- тель года», «Лучшая организация инфра- структуры поддержки малого и среднего предпринимательства». Участие в орга- низации регионального этапа всероссий- ского конкурса «Молодой предпринима-

тель России» и др.

2015

2016

2017

65,0

65,0

86,0

250,0

250,0

300,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

5.

Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, органи- заций инфраструктуры поддержки субъ- ектов малого предпринимательства, по- лучивших государственную поддержку.

2015

2016

2017

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

6.

Предоставление консультационной, орга- низационной, юридической помощи

субъектам малого предпринимательства по вопросам гражданского, трудового, финансового, налогового, бюджетного, валютного, административного и иного законодательства в области регулирова-

ния предпринимательской деятельности; обеспечение защиты прав субъектов ма- лого и среднего предпринимательства при проведении государственного кон- троля (надзора).

2015

2016

2017

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

2. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки

7.

Создание и развитие фонда микрофинан- сирования на муниципальном уровне.

2015

2016

2017

11410,0

13600,0

16100,0

26350,0

31450,0

37450,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

Финансовое управление

8.

Предоставление субсидий субъектам ма- лого и среднего предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным потре- бительским кредитным кооперативам, в целях компенсации части процентной ставки по привлеченным кредитам.

2015

2016

2017

2150,0

3400,0

4300,0

5000,0

8000,0

10000,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

Финансовое управление

9.

Предоставление субсидий субъектам ма- лого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов, свя- занных с оплатой за обеспечение доступа к объектам инфраструктуры (технологи- ческое присоединение к электрическим сетям, газопроводам, тепловым и вод ка- нализационным сетям), услуг по земле- устроительным работам.

2015

2016

2017

201,8

250,0

300,0

500,0

600,0

700,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

Финансовое управление

10.

Предоставление субсидий субъектам ма- лого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов, свя- занных с прохождением сертификации (получением декларации), в том числе по международным стандартам качества.

2015

2016

2017

85,0

147,6

172,3

200,0

300,0

400,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

Финансовое управление

11.

Предоставление субсидий субъектам ма- лого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов, свя- занных с регистрацией и лицензировани- ем деятельности.

2015

2016

2017

130,0

170,0

200,0

300,0

400,0

500,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

Финансовое управление

12.

Предоставление грантов создаваемым или начинающим и действующим менее 1 года субъектам малого и среднего пред-

2015

2016

2150,0

2850,0

5000,0

6500,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

принимательства из числа молодежи от 14 до 30 лет, безработных граждан, вы- пускников учебных заведений, военно- служащих, уволенных в запас, и граждан,

испытывающих трудности в поиске рабо- ты.

2017

3500,0

8000,0

Финансовое управление

13.

Создание и развитие бизнес-инкубаторов в г. Махачкале.

2015

2016

2017

560,0

600,0

620,0

1300,0

1400,0

1450,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

Финансовое управление

3. Информационно-образовательное обеспечение малого и среднего предпринимательства

14.

Организация и проведение семинаров и других мероприятий по актуальным во- просам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и взаимодей- ствия с контролирующими органами, семи- наров для специалистов администраций муниципальных образований. Повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о нормах и регламентах деятельности кон- тролирующих, надзорных и правоохрани-

тельных органов.

2015

2016

2017

85,0

85,0

130,0

200,0

200,0

300,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

15.

Информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства, освеще- ние проблем и перспектив его развития с использованием современных техноло- гий. Обеспечение деятельности респуб- ликанского интернет-портала «Бизнес

Дагестана».

2015

2016

2017

0,00

0,00

0,00

150,00

150,00

150,00

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

16.

Обучение, подготовка кадров, организа- ция повышения квалификации и профес- сиональной подготовки руководителей и специалистов субъектов малого и средне- го предпринимательства, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпри-

нимательства, специалистов муници- пальных образований.

2015

2016

2017

200,0

200,0

200,0

500,0

500,0

500,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

17.

Организация профессионального обуче- ния безработных граждан, желающих ор- ганизовать предпринимательскую дея- тельность, по разно уровневым программам в учебных заведениях города.

2015

2016

2017

85,0

85,0

85,0

200,0

200,0

200,0

Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей

Всего по программе:

2015

17 142,8

40 000,0

2016

21 428,6

50 000,0

2017

25 714,3

60 000,0

ИТОГО:

214 285,7

64 285,7

150 000,0

Приложение №2

Оценка достижения значений целевых индикаторов муниципальной программы

«Развития малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на 2015-2017 годы»

за 2015 год

Наименование целевого индикатора

Единица измерения

Значение целевого индикатора

утверждено муниципальной

программе

достигнуто

отклонение (в процентах)

оценка в баллах

Количество субъек- тов малого предпри-

нимательства

ед.

6 784

Объем налоговых по- ступлений в муници-

пальный бюджет

млн. руб.

724.8

Оборот субъектов малого предпринима-

тельства

млрд. руб.

63 121

Приложение №3

Динамика значений целевых индикаторов

«Развития малого и среднего предпринимательства в г. Махачкале на 2015-2017 годы»

Целевые индикаторы

Единица измерения

Год реализации муниципальной программы

Последний год (целевое значение)

1 год

2 год

3 год

Количество субъектов малого предпринима-

тельства

ед.

Объем налоговых по-

ступлений в муници- пальный бюджет

млн. руб.

Оборот субъектов ма-

лого предпринима- тельства

млрд. руб.